На главнуюПисатель Александр Зорич
Музей Средневековья. История Средних Веков, культура и тайны тысячелетней цивилизации

Культура Средних Веков

Средневековая культура:
краткий путеводитель

Александр Зорич

 

Что такое культура? Культура это внутреннее наполнение цивилизации.

Если давать кратчайшую характеристику цивилизации Западноевропейского Средневековья, то это была:

1. Цивилизация пост-римская.

2. Цивилизация христианская.

3. Цивилизация политически раздробленная.

4. Цивилизация асинхронная.

 

Пост-римская цивилизация. Средним Векам в наследство от Римской Империи досталось всё гигантское разнообразие стилистистических литературных приемов, техник изобразительного искусства, философских школ и, наконец, новая мировая религия – христианство (вкупе с букетом различных ересей).

То, в какой мере средневековая мысль и формы средневекового искусства обусловлены мыслью и искусством Древнего Рима, как правило, недооценивается, но серьезные исследователи об этом никогда не забывают.

 

Христианская цивилизация. Все стороны повседневной жизни людей и все категории средневековой культуры основывались на христианских ценностях и были пронизаны христианским мировоззрением.

 

Прекрасным символическим выражением одновременно и пост-римской, и христианской культуры Средних Веков служит этот пышно украшенный литургический крест, так называемый "крест Лотаря", в котором на материальном уровне смешались две духовных вселенных – римская и средневековая:

 

Крест Лотаря как символ западноевропейской культуры

"Крест Лотаря", общий вид. Конец X в.

 

Крест Лотаря

"Крест Лотаря", средокрестие:
античная гемма с изображением римского императора Августа. Конец X в.

 

"Политически раздробленная цивилизация". Среди ведущих характеристик культуры на первый взгляд подобное определение смотрится странно, но в действительности относится к важнейшим, основополагающим характеристикам Средневековья. Дело в том, что – в отличие, например, от римской и византийской кульур – неповторимый облик западноевропейской средневековой культуры сформирован в результате непрерывных многочисленных столкновений между независимыми суверенами: королями, герцогами, графами, епископами, архиепископами, городскими муниципалитетами и проч.

 

Асинхронная цивилизация. Одни и те же, сопоставимые элементы культуры – скажем, архитектура или религиозно-философская мысль – на протяжении значительной части Средневековья были "неодновременны" в один и тот же момент в различных регионах Западной Европы.

Асинхронность западноевропейской культуры особенно выпукло видна в сравнении с ее предшественницей – Античностью.

Рим смог ввести на огромных территориях всеобщие стандарты культуры и искусства. Если мы, например, будем сравнивать мозаики III в. н.э. в римских виллах на территории Южной Англии, в Тунисе, в Германии и Венгрии, то мы обнаружим, что это примерно одинаковые произведения прикладного искусства, выполненные в схожей технике, то есть они – "синхронны".

Если же мы возьмем Европу 800 года, то, несмотря на очевидные успехи императора Карла Великого в деле объединения ряда регионов Франции, Германии и Италии в рамках "Возрожденной Римской Империи", в целом перед нами предстанет весьма пестрая картина. Если в пределах империи Карла Великого цветет так называемый "каролингский ренессанс" и мастера изобразительного искусства в целом стремятся на доступном тогдашним франкам техническом и эстетическом уровне воспроизвести классические, античные образцы, то Испания, Ирландия, Англия, Южная Италия, Скандинавия – существуют каждая в собственном обособленном метафизическом и эстетическом пространстве.

Культурное своеобразие всех перечисленных европейских регионов будет сохраняться весь дороманский, раннесредневековый период (вплоть до середины XI в.).
Затем на протяжении романского и раннеготического периодов (XI-XIII вв.) происходит постепенное сближение эстетических позиций. Но только в эпоху поздней готики, после 1380 г., можно говорить о том, что Западная Европа от Испании до Швеции приобрела стилистическое единство хотя бы в архитерктуре и живописи. (Недаром существует специальный искусствоведческий термин, относящийся к периоду 1380 – 1430-х гг. – интернациональная готика.)

В свете сказанного выше, историю Средних Веков можно рассматривать как один всеобщий метасюжет преодоления политической раздробленности, движения от множества суверенных владений к монолитным государствам-нациям Нового Времени, а культуру Средневековья – как преодоление описанной выше асинхронности, то есть как постепенную культурно-эстетическую синхронизацию западноевропейских локальных культур, первичное формирование универсальной "западной культуры" Нового Времени.

Остановимся подробнее на периодизации средневекового искусства.

 

Дороманское искусство

Период дороманского искусства имеет трехчастное деление:

раннехристианское искусство (II-V вв.)

искусство варварских королевств (V-VIII в.)

искусство Каролингской и Оттоновской империй (IX-сер. XI вв.).

 

Из этих трех периодов раннехристианский период, строго говоря, относится к Античности и только произведения искусства этого периода обладают некоторой стилистической однородностью.

Искусство варварских королевств в силу понятных причин представлено преимущественно малыми формами декоративно-прикладного искусства. Но из-за того, что варварские королевства не оставили после себя сотен живописных полотен в престижных мировых музеях, не следует относиться к нему пренебрежительно. Готы, вандалы, лангобарды, бургунды, франки, ирландские кельты, датчане, саксы обладали достаточно глубоким чувством формы и их мастера резьбой по кости и дереву, чеканкой по металлу смогли создать яркие и выразительные формы – которые, к слову сказать, широко используются и в современном дизайне.

Что касается искусства двух раннесредневековых "ренессансов" – Каролингского и Оттоновского – то оно представлено уже достаточно разнообразными художественными материалами, наибольшую ценность из которых имеют, пожалуй, многочисленные и красочные книжные миниатюры.

Несмотря на достаточно представительный круг артефактов, искусство западноевропейского раннего средневековья в целом всегда было и остается одним из "белых пятен" в эрудиции среднего отечественного интеллектуала, не говоря уже о студенте или школьнике. По этой причине основную часть материалов и экспонатов нашего сайта-музея мы посвящаем именно раннему средневековью.

Всем элементам искусства раннего средневековья на нашем сайте посвящены эксклюзивные авторские статьи с большим количеством иллюстраций.

Подробнее об этом см. статью Искусство.

 

Романское искусство

Со времен императора Карла Великого в архитектуре начал формироваться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой.

В связи с этим XI и XII века в истории средневековой культуры Западной Европы называют периодом романики, связывая это название с основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима.

Классическое воплощение романского зодчества – это церковь св.Марии на озере Лаах, Вормский и Шпеерский соборы.

За пределами архитектуры романское искусство проявило себя как верный продолжатель позднего Оттоновского периода.

 

Готическое искусство

Со второй половины XII в. в Западной Европе (и прежде всего в Северной Франции) появляется архитектура нового стиля. Она сразу по нескольким критериям отличается от романской архитектуры и получила название готической. Как и романский стиль, готический обрел свое наивысшее выражение в архитектуре христианских храмов.

Основные стилевые и конструктивные особенности готических соборов таковы:

– усложнение типа базилики (пять нефов с востока, три - с запада, хоровые обходы, венец капелл);

– утончение колонн, благодаря чему исчезает изолированность нефов;

– использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор;

– использование строительных арок и ферм;

– нервюрные перекрытия;

– большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном-"розой" над порталом;

– легкость конструкций,

– обилие скульптурного декора храма;

– взаимосвязь интерьера и экстерьера.

Готическое искусство также характеризуется бурным развитием скульптуры. Дело в том, что после заката Античности, на всем протяжении раннего Средневековья, скульптуры в Западной Европе практически никогда не изготовлялись (несколько известных исключений лишь подчеркивают правило). Но начиная с XIII в. в этом направлении совершается подлинный прорыв.

Столь же бурное, революционное развитие претерпевает искусство витража.

В то же время, различные жанры декоративно-прикладного искусства и книжная миниатюра развиваются на протяжении всего Средневековья (по крайней мере, начиная с Каролингского ренессанса) эволюционно. Неудивительно, что в эпоху готики они достигают своего подлинного расцвета.

 

За пределами искусства

Помимо различных жанров изобразительного искусства, пластики, скульптуры и архитектуры, к важнейшим составным частям средневековой культуры относятся:

– художественная литература;

– философия;

– богословие;

– музыка;

– феномен рыцарства и рыцарская культура;

– городская культура и культура зрелищ;

– алхимия;

– астрология.

 

На нашем сайте мы намерены осветить все эти культурные страты. Конечно, каждая из них, а уж тем более все они, вместе взятые, чересчур обширны, чтобы можно было рассказать о них одновременно и детально, и полно.

Но уже сегодня вы можете найти у нас статьи о большинстве видных философов и теологов III-XIII вв., рассказы о борьбе с христианскими ересями, интереснейшие подборки иллюстраций из астрологических трактатов и очерки истории алхимии. Также мы затрагиваем ряд аспектов рыцарской и, шире, военной культуры Средних Веков.

 

Литература Средних Веков

Новости

  
Октябрь, 14
Улучшены многие разделы сайта. В частности, начала наполняться сокровищница. Наслаждайтесь варварским золотом!
   
Май, 12
Сайт открылся! Более 100 статей, 2000 иллюстраций,
великолепные карты, эксклюзивные материалы о всех сторонах средневековой жизни!
   

 

Апрель, 24
Состоялось открытие интернет-магазина электронных книг Александра Зорича ZorichBooks.com. Интернет-магазин ZorichBooks.com создан специально для торговли электронными книгами (файлами) Александра Зорича от лица самого автора. Магазин расположен по адресу: zorichbooks.com

 

Книги по истории и культуре Средневековья

Друзья

 Магазин электронных книг Александра Зорича
 Писатель Александр Зорич
 X Legio

 

Реклама

 Новые космические приключения Андрея Румянцева "Пилот на войне": скачай книгу прямо сейчас оттуда, где лежат все романы серии "Завтра война"